Небанковское Проектное Финансирование
Небанковский Финансовый Сектор
-
Характеристика финансового сектора
-
Состояние небанковского финансового сектора России
-
Методы стимулирования небанковского финансового сектора
Характеристика финансового сектора
Для удобства проведения исследовательских и аналитических работ, а также для понимания экономических процессов, принято разбивать систему на совокупность подсистем. Принцип группировки основан на объединении хозяйствующих субъектов по целям, функциям, источникам финансирования и схожести поведения. Подобные группы называются секторами экономики.
В экономической литературе наиболее часто экономика разбивается на реальный сектор, непроизводственный и финансовый сектора. Последний представляет собой совокупность финансовых учреждений, доход которых формируется за счет предоставления финансовых и посреднических услуг.
Замечание 1
Посредничество в финансах подразумевает аккумуляцию большого объема денежных средств, с целью их дальнейшего предоставления субъектам других секторов экономики, например, через систему кредитования или покупки финансовых активов.
Доход от посредничества формируется от взятых обязательств и рисков, а также от использования финансовых инструментов, перераспределяющих денежные средства организаций. Структура финансового рынка представлена кредитными и прочими финансовыми организациями. К кредитным относятся:
-
центральные банки, осуществляющие функцию контроля и регулирования основных финансовых процессов в стране;
-
коммерческие банки, занимающиеся кредитованием, обслуживанием счетов, а также консультационная деятельность по инвестициям и управлению финансами;
-
другие кредитные организации.
Если говорить о подсекторе прочих финансовых организаций, то сюда входят:
-
инвестиционные и паевые фонды;
-
организации, обслуживающие фондовый рынок;
-
страховые компании и пенсионные фонды; ломбарды и т.д.
Так же существует теневой подсектор, который обычно представлен сферами финансовой деятельности, не подающимися регулированию и контролю. Для разных стран они могут различаться. В России сюда относят лизинг и факторинг.
Финансовый сектор обеспечивает процесс движения денежных средств и финансовых активов. Он осуществляет роль посредника между другими секторами. Степень развитости и стабильности работы финансового сектора оказывает сильное влияние на успешность экономики в целом.
Состояние небанковского финансового сектора России
Стоит отметить, что банковский сегмент финансового сектора приносит большую долю дохода в формировании ВВП. Небанковский подсектор обычно представлен страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами и паевыми инвестиционными фондами.
В настоящее время этот подсектор в России переживает период упадка. Процентная доля небанковской структуры относительно банковской за последние десять лет снизилась почти на три процента. Малая доля подсектора не может обеспечить его эффективной деятельности и значительной роли в экономике страны.
Большую часть активов небанковского финансового сектора составляют пенсионные отчисления. Однако, в России они остаются подконтрольными государству. Доля частных инвестиций, осуществляемых через негосударственные пенсионные фонды ничтожно мала. Так же снизилось число операции, проводимых инвестиционными фондами. Доходы от данной сферы составляют всего 0.1% ВВП, что намного ниже показателей других стран. Неразвитость инвестиционной сферы делает финансовый рынок страны неконкурентоспособным.
С 2014 по 2016 год сократилось число организаций небанковского сегмента финансового сектора. Произошло снижение числа профессиональных участников фондового рынка, как кредитных, так и некредитных организаций. Уровень активов относительно ВВП упал вдвое.
Фондовый рынок России все больше становится спекулятивным. Это связано с увеличением числа сделок с производными ценными бумагами, чьим базисом являются валютные активы. На международном биржевом рынке доля России упала с 5,1 % до 0,3%. Участие российских ценных бумаг в торгах перестало быть значимым.
Замечание 2
Негативные тенденции в небанковском секторе снижают уровень инвестиционной привлекательности России. Неразвитость и монополизация биржевого рынка так же отрицательно влияют на привлечение иностранных капиталов и активов.
Низкое развитие финансового сектора тормозить экономический рост России, коэффициент финансовой структуры по отношению к тенденциям ВВП носит отрицательный характер.
Методы стимулирования небанковского финансового сектора
Если рассматривать принципы построения эффективной макроэкономической ситуации для развития небанковского финансового сектора, то большое внимание стоит уделить улучшению стратегического планирования. Законодательная база, регулирующая отношения инвесторов и предпринимателей, требует пересмотра и реформирования. При этом необходимо «сверху» ограничить возможности по изменению нововведений в законодательстве, пока они полностью не вступят в силу. Важно простимулировать реальный сектор к долгосрочному инвестированию в небанковский сектор.
Необходимо дальше снижать контролирующую и регулирующую роль государства в экономике страны. При этом сохранять активную антимонопольную политическую линию.
Для повышения инвестиционной привлекательности России можно воспользоваться опытом других стран, а именно, внедрить современные механизмы и принципы защиты инвесторов. Важно повысить уровень информированности, а также юридической и финансовой грамотности субъектов, которые будут пользоваться услугами небанковского сектора.
Стимулирование подсектора к инновационной деятельности с целью привлечения населения и предприятий к внутренней инвестиционной активности, к пользованию услугами субъектов небанковской структуры.
Для того, чтобы повысить долю небанковского сектора необходимо сделать его привлекательным для потребителя его услуг. Для этого необходимо, чтобы рынок был доступным и открытым.
Замечание 3
Финансовая политика России требует реформ и перемен. Необходимо снизить издержки инвесторов и потребителей финансовых услуг. Важно устранить разногласия сторон при сделках, а также снизить надзорные издержки.
Каждый сегмент небанковского сектора имеет свою специфику и требует индивидуального подхода для последующего реформирования.